Тематический вечер как вид театрализованного представления

Тематический вечер представляет собой массовое мероприятие, посвящённое той или иной теме, которое строится по определённой программе в рамках одного вечера. Это коллективное действие людей, сценарий тематического вечера в доу способствующее удовлетворению и развитию потребности личности в социальном общении, в информации об окружающей действительности, в овладении способами социальной деятельности и разностороннем участии в ней, в социальном признании, в творчестве.

Тематический вечер – вид театрализованного представления (зрелища), отличающийся общественной значимостью затрагиваемых тем, органическим слиянием художественно-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой.

Содержанием тематического театрализованного вечера является общественная жизнь и быт людей, их напряжённый, созидательный труд, чувства и стремления, отражённые в конкретных проявлениях и событиях, в жизненных конфликтах, пропаганда достижений человеческой мысли в сфере экономики, политики, науки, техники, литературы, искусства. Основное методическое требование к тематическому театрализованному вечеру – раскрытие темы через призму конкретного человека, его мироощущение, эмоции, действия.

В задачах тематического вечера всегда присутствуют две важнейшие линии – информационно-логическая и эмоционально-образная. Однако, обязательно присутствуя на любом вечере, эти две линии могут быть не слиты органически в единое целое, а прослеживаться в отдельных его частях.

В торжественной или деловой части может быть сосредоточена, вся новая информация, а в художественной и массовой человек получит возможность отдохнуть, встретиться с героями любимых произведений искусства. Преобладание той или иной части формирует тип тематического вечера. Если центральное место в нём занимает информационная часть, то мы можем отнести такой вечер к разряду торжественных заседаний, митингов, вечеров науки и техники. Если преобладает художественная часть, то это может быть вечер-концерт, литературный, музыкальный или киновечер. Если же отдано предпочтение массовой части, то вечер относится к вечерам отдыха, танцев.

Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер или массовое представление.

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.

Сценарий тематического вечера

В основе тематического вечера обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений.

Отсутствие тщательно разработанного сценария вечера, замена его лишь сценарным или режиссёрским планом или так называемым планом организации будущего вечера приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к массовой работе, в частности к проведению тематических вечеров, требует от сегодняшних клубных работников умения составлять сценарий и воплощать его.

Основные этапы работы над сценарием тематического вечера

В начале работы продумывается идейно-тематическая основа будущего вечера, чётко определяются тема и идея. В практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.

Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещённых автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чём автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея  – основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых в сценарии событий. Идея – это то, ради чего проводится вечер. На основе идеи решаются методические вопросы.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечёткость идеи, как правило, оборачивается нечёткостью сценария, его основных смысловых акцентов.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссёр должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического вечера. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему ещё не достаточно.

Мы уже говорили о том, что в представлении нельзя рассказывать что-либо вообще, зрителей не удовлетворяет отвлечённый рассказ, оборачивающийся нередко громкой фразой. В сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование к драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.

Тематический вечер – это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссёрским замыслом.

Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей.

В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структу­рой, где конфликтность существует не в результате возникающего контр­действия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, «сбор-кеб» разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов». Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей су­ти, обладает определённой возможностью возникновения противоборствую­щих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная струк­тура, дающая в конечном итоге новое качество – драматургию, основой ко­торой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновиднос­тей.

Но вот выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Как работать над сценарием дальше?

Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т.е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

В начале сценария необходима экспозиция, которая погружает зрителя в атмосферу будущего представления.

После этого следует пролог т.е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его.

Пролог в сценарии обычно перерастает в завязку. Пролог и завязка должны быть предельно чёткими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Следующая часть сценарной композиции – основное действие, т.е. изображение процесса борьбы, её перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария.

Действие в сценарии подчиняется следующим основным методическим требованиям:

Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами сценариев.

Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного представления.

После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или незавершённость оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несёт особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространённой формой финала в массовом мероприятии являются объединённое выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

Чтобы подобранный материал не представлял собой рваного монтажа, не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создаёт ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. Умение монтировать разнообразный материал в единое целостное произведение – это важнейший навык сценариста.


Особенности режиссуры тематического вечера. Методические требования

к подготовке тематического театрализованного вечера

Реализация идеи тематического театрализованного вечера находится в прямой зависимости от режиссуры, и именно в этой плоскости лежат те основные ошибки, которые подчас негативно сказываются на его престиже:

· Недопонимание тематического театрализованного вечера, именно как явления художественного искусства, недооценка его художественной красоты, перенасыщение речами, сложившимися штампами.

· Нетворческий, пренебрежительный подход режиссёров к этому сложному виду искусства, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений, механическое перенесение в тематический театрализованный вечер опыта драматического театра с его «любовью» к большим монологам и диалогам.

В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие театрализованного вечера как особого вида монтажного искусства, синтезирующего идейно-эмоциональные и выразительные средства, утверждающего свою особую драматургию и режиссуру как условие синтеза или, как некое специфическое объединяющее начало, некую особую «художественную энергию», способную организовать возникающую сложную систему, связать все её грани воедино. Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.

Специфика режиссуры тематического вечера, как массового праздника заключается в том, что она представляет собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории – и участников, и зрителей. Всех участников театрализованного празднества можно разделить на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Пассивными зрители остаются только до тех пор, пока не началось праздничное действие.

Разработка тематического театрализованного вечера, как и любого массового зрелища или эстрадного представления, начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные (сценаристом, режиссёром, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику будущего мероприятия. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, так и отдельные структурные составляющие – действующие лица, события.

Зачастую замысел понимается в двух смыслах: во-первых, «как задуманный план действий или деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысль художественного произведения».

Идея тематического театрализованного вечера, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих.

Важность поднятой темы, её актуальность – первое методическое требование к организации тематического театрализованного вечера.

Тематический театрализованный вечер отличается особым путём раскрытия темы. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере – производственные, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

Поэтому второе методическое требование к организации тематического вечера следующее: выбирая тему, нужно руководствоваться возможностью раскрыть её через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть её на конкретном жизненном материале. Специфика тематического вечера, требует документальности его драматургии, ведь это композиция с конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными героями. Сюжет тематического вечера также должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом.

В постоянной исследовательской работе режиссёра – не только залог успешного преодоления однообразия и формализма в организации тематических вечеров, но и условие будущего успеха, критерий эффективности массового мероприятия, которое именно благодаря документальности делает вечер необходимым и интересным.

Конкретным примером может служить работа по сбору сведений об известных земляках, живущих в разных уголках нашей страны, и использование этих материалов в проведении вечеров-портретов. Жизненный материал, положенный в основу тематического театрализованного вечера, расширяет режиссёрские возможности организаторов тематического вечера, даёт простор творчеству.

Отсюда следует третье методическое требование к организации тематического театрализованного вечера – необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть её на конкретном жизненном материале. Специфика тематических вечеров, требует документальности его драматургии. Этим тематический вечер отличается от литературно-музыкальной, сценической композиции, получившей распространение не только в клубах, но и в театре. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

Законы композиционного построения

тематического театрализованного вечера

Определённость и ясность выбранной темы тематического вечера неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?» Какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет её воздействие на зрителя?

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над мероприятием, важное требование драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, режиссёр должен подвести участников и зрителей театрализованного тематического вечера. Задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия.

Тема и идея – это тот стержень, который крепко держит основной смысл театрализованного тематического вечера в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

В режиссуре театрализованного тематического вечера, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берёт на себя роль главного организатора художественно-документального материала, её функция становится определяющей.

Задача композиционного построения театрализованного тематического вечера состоит в том, чтобы соединить все элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. Композиция имеет свои законы, отражающие те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над сценарием досуговой программы.

1. Законы целостности, взаимосвязи и соподчинённости частей целому. Специфическая особенность режиссуры тематического театрализованного вечера, выражающаяся в поэпизодном построении, обусловлена не прихотью режиссёра, а объективной необходимостью наиболее полно раскрыть тему и идею.

Композиционная целостность тематического театрализованного вечера не сводится к простой сумме эпизодов, а достигается, прежде всего, за счёт объективно необходимого их количества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел, а также преемственной тематической связью между ними. В композиционном построении театрализованного тематического вечера именно найденный сюжетный ход – художественный приём – делает тематический театрализованный вечер неповторимым и оригинальным.

2. Закон контрастности является важнейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сценарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно-досуговой программе ярко выраженный художественно-публицистический характер.

3. Закон подчинённости всех выразительных средств идейному замыслу – одна из самых труднейших задач, которую решает сценарист при создании тематического вечера. Реализовать замысел в содержании – значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, авторскую позицию.

4. Закон соразмерности при работе над материалом тематического вечера базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют «границы» отбора материала. Изучая проблему, режиссёр из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция.

Драматургия тематического вечера – это драматургия плаката. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что тематический театрализованный вечер лишён психологического содержания.

Тематический театрализованный вечер по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что он максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, в отличие от пьесы, он актуален только здесь и сейчас.

Режиссура тематического вечера обязательно включает в себя импровизационный характер, и тематический театрализованный вечер, иными словами, в какой-то степени рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит своё выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При разработке праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием активных зрителей.

Использование разнообразных средств воздействия

в тематическом вечере

Искусство режиссёра состоит в том, чтобы суметь уловить художественную логику сцепления собранного материала и, подчинив её своему замыслу, создать новую художественную гармонию, новую духовную реальность, произведение искусства. По-настоящему режиссура становится творчеством только тогда, когда режиссёр-постановщик может не только выдвигать смелые художественные идеи и задачи, но и последовательно, убедительно осуществлять, разрешать их на сценической площадке. Для этого режиссёр должен хорошо знать все выразительные возможности учреждения, чтобы максимально использовать их при создании композиции вечера, праздника.

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем – с развитием различных технологий, он будет пополняться.

Язык – прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть искусством использования языка, иметь представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые выполняет язык, – экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции – эмоциогенные ситуации, язык – главное средство их создания.

По общепринятому мнению лингвистов, язык – знаковая сущность. Для режиссёра это важно.

Во-первых, к выразительным средствам языка относится слово. Оно всегда остаётся главным средством воспитательной работы. Именно слово создаёт атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, режиссура театрализованного тематического вечера документальна, слово выступающего несёт конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удаётся выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. В массовых мероприятиях любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.

Очень важно также, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего.

Важное методическое требование к устному выступлению на массовом мероприятии – его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, агитатора, используется слово ведущего, которое несёт основную мысль тематического вечера, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Часто используется поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

К другим средствам идейно-эмоционального воздействия в театрализованных тематических вечерах относятся литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению.

В качестве движущей силы сюжета массового действа материалы литературы и искусства символизируют действие. Так, например, в тематическом вечере, посвящённом проводам в армию, всё действие идёт в сопровождении песни, стихов или отрывков из пьесы, фрагментов кинохроники.

Но есть и другой, менее распространённый метод использования искусства в массовых клубных мероприятиях – метод не иллюстрации, а ассоциации, когда с помощью образов уже существующих, знакомых усиливается звучание тех или иных компонентов сюжета, делается ярче, глубже, понятней реальный образ современника.

Большое место в театрализованном тематическом вечере занимает музыка. Чаще всего музыкальная драматургия строится на готовых мелодиях, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от режиссёра определённой музыкальной эрудиции. Иногда очень хорошая сама по себе, но неудачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм вечера, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, которые так необходимы.

Удачным примером режиссёрского использования песни, превращения её в органический компонент массового действа служат вечера-концерты, в которых песня является не только основным выразительным средством, но составляет сюжетный стержень. Часто удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода.

Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссёру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор.

Подобно музыке и песне режиссёр массового вечера может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется там, где необходимо переключить внимание участников в гущу тех или иных исторических событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвящённые истории Родины, боевому героизму в Великой Отечественной войне и т.д.

Другим важным средством наглядности в театрализованной работе является оформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определённых символов. Ярким средством наглядности на тематическом вечере выступают карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, быстро сменяющиеся детали оформления. В одном из клубных вечеров рассказ об индустриализации страны был построен на быстро сменяющихся плакатах, рассказывающих в красноречивых цифрах о начале и итогах борьбы за советскую индустрию. Видом наглядности в тематическом вечере могут быть различного рода листовки, обращения, копии исторических документов, которые раздаются участникам.

Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления – взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвёртой стены в театрализованном представлении, призывает исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через зрительный зал, «по Брехту», предельно расширяя «круг внимания». Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством.

Темп – степень скорости исполняемого действия. Ритм – интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм – интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.

На сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссёра воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного тематического вечера, к примеру, развивается именно во времени и пространстве, и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах.

Нельзя не упомянуть о выражении сценарно-режиссёрского замысла театрализованного представления посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую зритель воспринимает визуально, музыкальное сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия музыкальной темы-метафоры, у зрителя возникают новые ощущения, мысли, эмоции.

Важными средствами выразительности в режиссуре вообще являются атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы – мизансцена – представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля.

В связи с ростом технических возможностей в работе режиссёра всё большее место занимают такие яркие, чрезвычайно эффективные средства театрализации, как звук, свет. Современная техника позволяет использовать в композиции вечера или праздника записи подлинных речей выдающихся людей, а также голоса известных учёных, писателей, актёров. Эффективно используется в клубном сценическом действии световое оформление, позволяющее подчас создавать целые зрительные картины. Звук и свет открыли возможность создания новой, синтетической формы – светозвукоспектакля. Таким образом, палитра выразительных средств массовой театрализованной работы неуклонно расширяется и требует от сценариста и режиссёра творческого подхода.

Заключение

Анализируя вышеизложенный материал, можно выделить следующие методические требования к организации тематического театрализованного вечера:

-важность поднятой темы, её актуальность;

- выбирая тему, нужно руководствоваться возможностью раскрыть её через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков;

- необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла тематического вечера. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Театрализованные представления и праздники рождают у людей праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы.

Нетрадиционность, неординарность режиссёрского замысла становится, как правило, мощным импульсом к свежему самостоятельному творчеству. Режиссёрская мысль остается бесплодной, если она не обрела органического существования в исполнителях. Если в процессе подготовки постановки не наступает минута взаимного зажигания, не возникает вспышка, постановка остается мёртвой, как бы оригинально она ни была задумана. Зачастую театрализованные тематические вечера проводятся по шаблону, их характеризует повторяемость содержания, стандартность методики. Одна из причин этих негативных явлений кроется в недостаточной изученности конкретных социальных потребностей, вызывающих в жизни тот или иной праздник и предопределяющих форму его проведения. В научно-методическом осмыслении и практической организации праздников работники культуры пользуются, порой, их собирательным образом, не учитывая при этом специфики каждого конкретного праздника и его аудитории, не опираются на изучение потребностей отдельных социально-демографических групп населения, связанных с тем или иным праздником. Всё это позволяет говорить об определённой недооценке театрализованного тематического вечера как комплексного социального и культурного явления, а также об одностороннем подходе к их изучению, разрывающем органичную связь социально-педагогической и художественно-эстетической стороны.

Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник – первичная основа культуры человека, говорит М.М. Бахтин. Он необходим людям, так как это форма самовыражения народа, возможность индивида влиться в общность, получить необходимую долю внимания и общения, отдохнуть и приподняться над буднями и суетой жизни.

Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.


Источник: http://gigabaza.ru/doc/74580.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сценарий тематического вечера в средней группе Сценарий вечеринки от мэри кэй

Сценарий тематического вечера в доу Сценарий тематического вечера, посвященного
Сценарий тематического вечера в доу Сценарий тематического вечера Посвящение в
Сценарий тематического вечера в доу Сценарий тематического вечера развлечений
Сценарий тематического вечера в доу Сценарии праздников. Развлечения, досуги
Сценарий тематического вечера в доу Сценарий тематического вечера
5 лет свадьбы: церемония, подарки, поздравления Анимационные картинки, гифки, открытки Бизнес на открытках ручной работы Гороскопы знаменитостей - АСТРОМИР : Астрология в мире и в жизни Корм для животных Органы исполнительной власти: Министерство Подача заявления на регистрацию брака в ЗАГС Поздравление с рождением дочки для папы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ